Header Ads

БАНДА ЯНУКОВИЧА ГОТОВИТ ПЕРЕВОРОТ В УКРАИНЕ

«Столпы» кровавого режима аккумулируют деньги на контрреволюцию бесчестья.
Буквально неделю назад в российских средствах массовой информации появилось одно примечательное интервью, которое оказалось практически незамеченным в Украине. Речь идет об интервью экс-министра внутренних дел Украины Виталия Захарченко изданию Украина.ру, в котором беглый силовик заявил, что наведение конституционного порядка в Украине возможно только с помощью силового сценария. Из текста становится ясно, что Захарченко не признает действующую украинскую власть, считает всё случившееся в январе-феврале 2014 года переворотом и незаконным захватом власти, но главное – говорит о невозможности изменить власть в Украине путем прямых демократических выборов. И тут же заявляет о необходимости создания в Украине некой системы проведения переворота и дает этой системе меткое определение – «технология Майдана наоборот», пишет на сайте«Информационного сопротивления»Виктор Логвинец.
Пишет /newsonline24.com.u
В качестве кульминации всего интервью звучат дословно следующие слова: «Я чувствую прилив некоей силы, энергии, я вообще оцениваю все более глубоко. Глубоко изучив причины и последствия прошлых неудач, мы уже не повторим ошибок».
По сути, если из интервью Захарченко убрать всю высокопарную шелуху, которую нет никакого смысла приводить в полном объеме, ключевой месседж вырисовывается следующий: один из главных организаторов насилия и кровавой бани в центре Киева в дни Революции достоинства заявляет о готовности повторить нечто подобное в Украине обозримом будущем. Более того, Захарченко признает, что продолжает поддерживать связь со многими людьми в Украине, обтекаемо именуя их «массой друзей и знакомых, которые периодически обращаются за помощью и советом». Эти же «друзья-знакомые», по словам Захарченко, постоянно твердят ему один и тот же рефрен: «Придите, в конце концов, да наведите порядок. Сколько ж можно?».
Если это интервью не станет предметом особого внимания президентской администрации и Службы безопасности Украины (что вполне может произойти, так как пока что персонажи вроде Захарченко представляются нашим правоохранителям и окружению президента головной болью второго, если не третьего порядка), планы и прогнозы Захарченко вполне могут начать постепенно сбываться. Не в этом, так в следующем году. Особенно учитывая тот факт, что помимо прилива сил, поддержки со стороны массы друзей внутри Украины, поддержки со стороны Кремля, Виталий Захарченко и Семья сохранили массу ресурсов внутри самой Украины – медийных, финансовых, кадровых. Например, медийные активы Александра Клименко, или более скрытые – организационные и финансовые ресурсы (недобитые НБУ коммерческие банки, преступные группировки, разветвленная сеть законспирированных кадров как внутри силовых структур Украины, так и в парламенте, а также исполнительной власти).
На финансовом ресурсе Семьи хотелось бы остановиться отдельно. Запуск «технологии Майдана наоборот» явно требует больших материальных и организационных затрат. При чем весь этот финансовый поток на первом этапе должен быть практически незаметным для украинских специальных служб и правоохранительных органов. Иными словами – должна существовать некая финансовая инфраструктура, которая могла бы обеспечить успешную реализацию технологии «обратного переворота». И в этом контексте вспоминается ключевой постулат многих успешных держав, живущих в ситуации постоянной террористической или военной угрозы: без обеспечения финансовой безопасности на практике невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед современным государством. Безопасность государства – это не только армия, флот, авиация, полиция, службы разведки и контрразведки – это, в первую очередь,финансовая безопасность.
В свою очередь, немаловажной частью системы финансовой безопасности государства по праву считается контроль и регулирование финансовых потоков в экономике. А именно – ликвидация «серых» и «чёрных» финансовых потоков и схем, как основного инструмента вывода экономики из тени. Кроме понятных внутригосударственных причин, это является еще и требованием внешних кредиторов и партнеров Украины.
Почему об этом так важно говорить в контексте последних заявлений Захарченко? Да очень просто. Сегодняшний изгнанник, грозящий Киеву ответным переворотом и силовым смещением нынешней власти (избранной законным путем через президентские и парламентские выборы 2014 года), помимо формального поста министра внутренних дел в годы правления Януковича имел еще и ряд неформальных функций и полномочий, которыми его наделила Семья. Среди них – формирование неофициальных боевых отрядов для внесудебных расправ с политическими и экономическими оппонентами режима, а также создание под эти нужды разветвленной системы финансового обеспечения. Многие элементы этой системы до сих пор не уничтожены и продолжают прекрасно работать в современных условиях.
Как это работает?
Начиная с конца 2010 года основные теневые финансовые потоки в Украине проходили через ряд банков, специализирующихся на различных противозаконных операциях. Зачастую это так называемые «корпоративные банки», которые, как правило, работают с ограниченным набором юридических лиц, и практически не занимающихся кредитованием и депонированием розничного рынка (обычных граждан). Такие банки встроены в разнообразные схемы обналичивания, отмывания денег и перевода их за рубеж. Именно во время президентства Януковича такие банки были окончательно встроены в финансовую систему страны, а одним из уполномоченных Александром Януковичем менеджеров этой системы был и сегодняшний московский беглец Виталий Захарченко – бывший глава Государственной налоговой службы Украины и МВД.


Именно через такие банки, по сути, осуществлялся сбор «дани», её легитимация, конвертирование собранных средств в СКВ (свободно-конвертируемую валюту). При этом система теневого банкинга была приоритетной. Государственная машина Семьи работала большей частью именно на теневую экономику. На кластеры, непосредственно принадлежащие сбежавшему президенту и членам его «команды». Практически вся банковская сфера, кроме нескольких самых крупных, условно «независимых» банков, была под влиянием той или иной «службы» Семьи – чёрный банк прокурорских, чёрный банк налоговиков, чёрный банк таможенников и т.д. Само собой, что частью деятельности таких банков были и белые операции. Но они были вспомогательной функцией, а не основной. Теневые суммы, проходящие через каждый такой «отраслевой» чёрный банк, составляли от полумиллиарда до нескольких миллиардов долларов США в квартал.

Учитывая, что Семья продолжает оставаться достаточно мощным субъектом влияния на ситуацию внутри Украины (статус изгнанников никого не должен вводить в заблуждение), играя как на поле самопровозглашенных республик ДНР/ЛНР, так и на всей территории страны, она продолжает контролировать и часть созданной в 2010-2014 годах финансовой инфраструктуры, которая при необходимости легко выполнит функцию финансовой подпитки «обратной революции», о которой уже вслух и не стесняясь заявляет тот же Захарченко.
НБУ на тропе войны
С момента завершения Майдана и по настоящий момент НБУ запустил процесс ликвидации более чем 80-ти банков. Очень многие из них являются «токсичными» («чёрными») с точки зрения финансовой безопасности. Остальные – неплатежеспособными. Среди них особое внимание НБУ должен обращать внимание на банки, в недавнем прошлом включённые в систему Семьи бывшего президента. Существование и функционирование таких банков – это ресурс для реванша прежней власти и дестабилизации украинского государства в настоящее время.
В средствах массовой информации звучит достаточно много сигналов о том, что так называемые «площадки» Семьи Януковича и стоящие за ними схемщики продолжают спокойно работать в Украине. В тех случаях, когда государство в лице Национального банка Украины или Фонда гарантирования вкладов физических лиц начинает какие-либо действия по проверке либо ликвидации подобных финансовых учреждений – следует незамедлительная реакция, и действия регулятора, как правило, блокируются через судебные инстанции, силовиков, а в некоторых случаях попросту с помощью физической силы сотрудников частных охранных компаний, которые месяцами могут не допускать проверку или ликвидаторов на территорию банка.
Так, в своем недавнем интервью информационному агентству УНИАН Директор Фонда гарантирования вкладов Константин Ворушилин достаточно красочно описал одну из ситуаций, которая возникла между НБУ и ВГФЛ с одной стороны, и одним из финансовых менеджеров Семьи Януковича Русланом Циплаковым – собственником известной площадки «Південкомбанк».

Далее – цитата: “К примеру, когда мы «наступаем» на Циплакова, который вывел все активы из «Южжкомбанка», он находит возможность возбуждать какие-то уголовные дела и таскать наших людей, ликвидаторов банка, на допросы. Кто за кем должен гоняться? Кого должна преследовать полиция? Наверное, Циплакова, чтобы вернуть деньги, которые государство потратило на выплаты вкладчикам его банка. Довольно часто правоохранители нас расценивают как частную финансовую компанию. Приходят на выемку документов с автоматами, спецподразделениями, в маскхалатах. Кладут сотрудников на пол и чуть ли не пинают ногами”.
Это прекрасная иллюстрация того, как государственные служащие, которые, по идее, должны иметь полный карт-бланш и поддержку от президента, правительства, парламента, правоохранительных органов на зачистку банковского рынка страны от связанных с группой Януковича структур, на самом деле вынуждены терпеть обыски, допросы, а зачастую и побои от нагрянувших в их офис спецподразделений. А приславшие их следователи, вместо того, чтобы возбуждать уголовные дела и расследовать факты многомилионных хищений государственных средств, почему-то предпочитают «кошмарить» служащих Нацбанка и ФГВФЛ, прикрываясь решениями районных судов.
В этой части доклада следует зафиксировать один факт: проросшие коррупцией и схемами не только банковская сфера, но и все государственные структуры, а также судебная власть, позволяют банкирам-кошелькам Януковича из его экс-команды достаточно успешно бороться за свои ресурсы. Пример, приведенный главой ФГВФЛ, поражает, прежде всего, преступно халатным отношением представителей украинской власти к вопросам финансовой безопасности государства, что в конечном итоге демонстрирует и халатное отношение нынешней правящей элиты к вопросу своего же политического выживания.
Упомянутый Константином Ворушилиным прецедент «Південкомбанка» — далеко не единственный пример весьма смелого и вызывающего поведения банкиров из орбиты Януковича по отношению к государственным ведомствам. Еще одним ярким примером такого сопротивления является история ликвидации Нацбанком коммерческого банка «Союз». Эта история хорошо известна в банковских кругах, и в последнее время, благодаря вниманию к ней ряда СМИ, постепенно становится заметной и за рамками узкой тусовки специалистов банковского рынка. Она также как нельзя лучше демонстрирует уровень коррупции в Украине, неограниченные возможности структур, некогда подконтрольных Семье, дезориентацию НБУ и государства в вопросе наведения порядка в финансах страны.
Благодаря открытым источникам известно, что собственник «Союза» — банкир Сергей Дядечко, фигура, аффилированная с Александром Януковичем, Юрием Иванющенко и Виталием Захарченко, в своей борьбе с НБУ также зашел достаточно далеко. Помимо решений Окружного административного суда Киева, раз за разом отменяющих постановления НБУ об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка «Союз», в деле оказалась замешана еще и Киевская городская прокуратура. Следователи возбудили уголовное дело в связи с невыполнением Нацбанком решений судов, запрещающих ликвидировать банк Сергея Дядечко. Интересно, что полтора месяца назад прокуратура также запросила через Печерский районный суд право на обыск в НБУ, установление и допрос сотрудников Нацбанка, ответственных за ликвидацию «Союза», а также на выемку документов в офисе регулятора. Ходатайство следователей Печерским судом было удовлетворено.

Зачистка споткнулась об «Союз»
Почему ситуация с банком «Союз» стоит особняком в длинном списке ликвидируемых НБУ банков? Потому что ликвидация подобных финансовых учреждений и разрушение финансовых схем, созданных в свое время в интересах Семьи – это одна из важнейших, если не первейшая на данный момент, задача по обеспечению финансовой безопасности государства.
Номинально банк «Союз» — весьма средний банк, относящийся к III-й категории, практически не работающий с розничным рынком. Владельцем банка, как уже было отмечено выше, является Сергей Владимирович Дядечко. Он владеет 99% акций банка и одновременно занимает пост главы наблюдательного совета банка. Это относительно молодой банк, получивший лицензию в 2007 году. Но разворачивать свою основную деятельность он начал с 2009 года, а пика могущества достиг в годы президентства Януковича.
15 марта 2016 г НБУ принимает постановление об отзыве банковской лицензии и ликвидации ПАО «КБ «Союз». В тот же день ФГВФЛ начинает процедуру ликвидации. Обоснованием для решения НБУ является «…совершение систематического нарушения законодательства в сфере финансового мониторинга (согласно статьям 73 и 77 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»)».
77-я статья предусматривает отзыв лицензии, если установлено систематическое нарушение банком законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения. «Банк на протяжении двух последних лет неоднократно привлекался к ответственности за нарушение требований законодательства в сфере финансового мониторинга. При этом он создавал помехи проведению проверки в марте 2016 года. Кроме того, по данным Государственной фискальной службы Украины, выводы Национального банка о выявленных финансовых операциях клиентов банка (по результатам предыдущей проверки, проведенной в 2015 году) были присоединены к материалам уголовного производства (по признакам совершения уголовных правонарушений, предусмотренных частью пятой статьи 191, частью второй статьи 205 и частью третьей статьи 209 Уголовного кодекса Украины)», — мотивировал свое решение Нацбанк.
Но дальше события начали разворачиваться в совсем неожиданном ключе. Сначала охрана банка (ЧОП) не пускала ликвидаторов в банк несколько дней (ч. 2. ст. 342 УК Украины — сопротивление представителю власти, работнику правоохранительного органа, государственному исполнителю, члену общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащему, уполномоченному лицу Фонда гарантирования вкладов физических лиц). Какие в это время уничтожались документы, стирались сервера и проходила выемка депозитария теперь можно только догадываться. Но уже 21 марта Сергей Дядечко обращается в Окружной административный суд с заявлением о неправомочности лишения «Союза» банковской лицензии и успешно выигрывает его. Хотя впоследствии НБУ вносит в Высшую квалификационную комиссию судей ходатайство о привлечении к дисциплинарной ответственности судей, которые вынесли такое решение, само решение Окружного административного суда Киева уже остаётся неизменным. Тем более, что 26 апреля Киевский апелляционный суд оставляет без рассмотрения жалобы НБУ и ФГВФЛ на решение суда первой инстанции.
28 апреля 2016 года НБУ принимает повторное решение о ликвидации банка «Союз». И события опять понеслись по второму кругу. Опять ликвидаторов не пускают в банк. К слову, за всё время представители ФГВФЛ так и не попали в здание банка «Союз». Сергей Дядечко снова опротестовывает решение в суде, и 12 июля 2016 года Киевский окружной административный суд снова принимает решение о неправомочности действий НБУ и ФГВФЛ. В итоге суд обязывает НБУ вернуть лицензию на банковскую деятельность банку «Союз», а первый зампред Нацбанка Екатерина Рожкова заявляет о намерении НБУ подать запрос в Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) с целью проверки возможного коррупционного сговора между судьями Окружного административного суда Киева и владельцем «Союза» Сергеем Дядечко. Однако в дальнейшем эта история не получает развития. Во всяком случае, в открытых источниках и дальнейших официальных заявлениях НБУ и НАБУ данная информация не прослеживается.
Остается открытым вопрос: почему же идет столь рьяная борьба за скромный банк «Союз»? Однако если вспомнить, что этот небольшой банк может по-прежнему оставаться элементом скукожившейся, но все еще живой финансовой системы Семьи в современной Украине, то многое в этом вопросе станет на свои места.
Всё происходящее даёт основание говорить о следующем:
— Отдельные элементы системы отъёма и отмывания денег, построенной Александром Януковичем и группой, которую именуют Семья, живёт и здравствует до сих пор. Они тотально повязаны коррупционными связями и с судами, и с прокуратурой, и с другими органами ныне действующей власти. Эта система пока что вполне справляется с попытками её разрушить;
— НБУ, прокуратура и другие госорганы недостаточно подготовлены для борьбы с полпредствами Семьи в нынешней Украине – будь то в политике, бизнесе или в финансовой сфере. Достаточно сказать, что НБУ во время судебных заседаний по «Союзу» отличился достаточно слабой подготовкой как для субъекта ликвидации. Судя по всему, юридические службы НБУ не обладают достаточной подготовкой для борьбы с такими монстрами, как банк «Союз», либо само ведомство нашпиговано «кротами», осознанно заваливающих работу по представлению позиции регулятора в судебных инстанциях;
— Семья (Януковичи, Клименко, Захарченко) при поддержке кремлевских кураторов постепенно возрождается в качестве единой группы влияния. Эта группа продолжает контролировать ресурс внутри страны, который в ближайшее время может быть использован для попытки реванша и дестабилизации Украины;
— Владельцы других «токсичных» банков, видя перед глазами успешный пример бессилия НБУ в борьбе с финансовыми учреждениями вроде банка «Союз» Сергея Дядечко, вскоре также начнут оказывать сопротивление. Что, собственно, уже и происходит. Беспрецедентные по своей мощи информационные атаки на Нацбанк последних нескольких месяцев говорят о том, что своеобразный пул недовольных действиями регулятора банкиров уже сформирован, и они являются заказчиками данной информационной кампании. В свою очередь эти атаки приводят к резкому падению авторитета НБУ, и как следствие – сводит на нет или крайне замедляет всю работу Нацбанка по ликвидации чёрных банков и схем;
— Международные кредиторы, в первую очередь МВФ, на следующем шаге будут менее лояльны в вопросе предоставления кредитов стране, власти которой не в состоянии обеспечить финансовую безопасность и ликвидировать токсичные активы.
Всё происходящее также сигнализирует о слабости власти в вопросе очищения финансовой системы государства. Именно для наведения порядка в этой сфере нужна Доктрина финансовой безопасности, которая являлась бы частью Доктрины экономической безопасности.
Необходимы изменения законодательного поля не только в сфере финансов, но и в сфере уголовного кодекса. Нужны изменения в работе судей, прокуратуры, СБУ. Всё это должно быть правильно взаимосвязано.
В противном случае сценарии, озвученные Виталием Захарченко в Москве, могут легко воплотиться в жизнь при первом же серьезном внутреннем кризисе или дестабилизации в Украине. Но чтобы этого не произошло – все сохранившиеся элементы финансовой инфраструктуры Семьи в современной Украине должны быть уничтожены и утилизированы.
Важным событием, которое может свидетельствовать о начале кампании по окончательному демонтажу финансовой инфраструктуры Семьи Януковича, является задержание Военной прокуратурой совместно с СБУ бывшего первого заместителя председателя Государственной налоговой службы Андрея Головача. Это носитель огромного объема информации о подконтрольных Семье банках-площадках, в которых к 2013 году практически весь бизнес в стране был обязан обналичивать средства и в качестве дани платить проценты с каждой подобной операции. Частью этой финансовой системы являлись как упомянутые в данном докладе банки «Союз», «Південкомбанк», так и ряд других банков, дальнейшее существование которых в финансовой системе государства является прямой угрозой национальной безопасности.