Header Ads

ЭМИГРАНТСКОЕ «СЧАСТЬЕ» ИЛИ ЛЕГКО ЛИ СТАТЬ НЕМЦЕМ

Ольга – типичная представительница наших гастарбайтеров в Западной Европе. Уехала из Украины 10 лет назад. Надо было как-то растить дочь без мужа. Музыкант и сценарист, долгое время работала уборщицей. Пока не вышла замуж за немца.
Пишет newsonline24.com.ua
Теперь Ольга – гражданка Германии. Живет в Гамбурге, в съемной квартире. На выходные ездит к свекрови на уединенный остров, поет в хоре греко-католической церкви. Там же встречается с такими же, как она, украинками. С мужем, несмотря на то, что сносно говорит по-немецки, почти не разговаривает. Не о чем.
«Когда в Украине стояли на Майдане, и лилась кровь, я не отходила от телевизора. А мой муж ни разу не поинтересовался, что же там происходит. Не выразил и слова поддержки. Не спросил, как родные. До сих пор забыть не могу», – откровенничает женщина.
«Он даже, когда моя мама заболела, обиделся, что я еду в Украину, а не к свекрови на День рождения», – не может сдержать обиды она.
Да, чужие проблемы немцев не интересуют. Это заметно во всем – от общения в кругу друзей до обслуживания у врачей или приема на работу.
«Ты уже решила, куда после университета работать пойдешь?» – спрашиваю я одноклассницу, живущую в Германии четыре года.
– Да какое там работать? Тут на практику устроиться нельзя. А практика после университета – обязательная. Не отработаешь полгода – считай, твой диплом «филькина грамота».
– А почему не берут?
– Нужно знать как минимум четыре языка.

– Но ты же знаешь немецкий, английский, итальянский, русский…
– Немецкий не знаю так, как коренные немцы. Не могу писать с учетом всех правил постоянно меняющейся немецкой грамматики.
– Но ты же не родилась в Германии?!
– А это исключительно мои проблемы. Вон, посмотри на Сережу. Он приехал из Украины в Гамбург 16 лет назад. Закончил университет. Немецкий знает в совершенстве. И что? Переучивается. Причем, без определенной перспективы.

– Как это?
– Да вот так. Хотел поменять работу в своей сфере – инженерии. На хорошие должности не берут – английский в совершенстве не знает. Да и по возрасту не проходит – 40 лет скоро. Пошел на курсы менеджеров.
Вообще, складывается впечатление, что переучивать народ у немцев любимое занятие. Приехал жить в Германию – иди на курсы немецкого, «отсидел» в декрете – иди на повышение квалификации, не можешь расти как профессионал – переучивайся. Казалось бы, рай для отличников. Но, не тут-то было. Пока люди в Украине строят карьеру, открывают собственный бизнес, придумывают из ничего стартапы и пытаются изворачиваться в стремительно падающей экономике, эмигранты в Германии учатся. Причем, чем больше их приезжает в страну, тем больше им приходится учиться. Ведь на рынке – жесточайшая конкуренция. В страну постоянно приливает свежая кровь. И поэтому при виде вакансии официантки с высшим образованием и знанием четырех языков жители Германии уже не отпускают ехидные ухмылки, как в Украине. Рабочий люд попросту боится: боится не успеть, боится не соответствовать, боится, что придется возвращаться домой – а там часто уже не к кому.

Нет, никто не спорит, что жить в Германии можно и работая домработницей, и на пособие, и на минимальную пенсию в старости. Никто от бедности не умирает. Беда только в том, что у здорового, адекватного, амбициозного человека до пенсии – куча времени. И, закончив немецкий университет, он рассчитывает заполнить это время любимым делом. Чтобы и доход приносило, и признание. А тут – максимум клерком, эмигрантом, который редко когда займет руководящую должность, потому что это будет несправедливо к немцам.
Вот и ходят эмигранты к немецким психиатрам. Помогите, мол, депрессия. А те в свою очередь сразу ставят диагноз: «Вы же из Восточной Европы? Так это само собой, что вам реализоваться здесь сложно. Вернуться на родину не думали?» Добрые психиатры, в общем. Сочувствующие.
Ну а что вы хотели? Кому нужны чужаки, отбирающие рабочие места, когда в европейской экономике и так не сахар?
«Сколько ты зарабатываешь баристой в Италии?» – спрашиваю я у румынки, приехавшей погостить к подруге в Гамбург.
– $400.
– Сколько?! Так в Украине можно больше заработать!
– Но это же Италия.
Да, весомый аргумент. Наверное…
Конечно, космополитизм требует расширения сознания, самообразования, отсутствия привязанностей и пр. Но становятся ли люди от этого счастливее?
«Наташа, у вас рядом два моря. Вода в них летом холодная?» – спрашиваю я, как всегда включив во время путешествия свою любознательность «блондинки».
– Ты веришь, не знаю. За четыре года ни разу не была.
– Так это же час езды всего?!
– Да. Но у меня же работа.
– Вот у меня в Украине три работы, и я объездила всю страну и полмира!
В общем, как говориться, каждому свое. Главное, решаясь на эмиграцию, реально взвесить свои силы. А еще задать себе главный вопрос: «А буду ли я счастлива? И как долго, при таком темпе и требованиях к эмигрантской жизни?»