Header Ads

Миллиарды из Поднебесной: как Китай променял Россию на Украину

Экономическое сотрудничество между Украиной и Китаем постепенно углубляется. А вот надежды Москвы на тесную и взаимовыгодную дружбу с Пекином терпят крах. Почему — разбирался “Обозреватель”.
Пишет .bbcccnn.com.ua
Тесные партнеры
В последнее время украинско-китайское сотрудничество значительно расширилось. Судя по анонсированным амбициозным планам, дальше — больше. Например, Украина хочет сотрудничать с Китаем в сфере строительства жилых домов и ипотечного кредитования. В КНР подтвердили свою заинтересованность. К тому же, на днях страны подписали Меморандум о взаимопонимании, который касается сферы использования инструментов торговой защиты.
В Министерстве экономического развития и торговли Украины признают: сотрудничество с Китаем в приоритете. Не удивительно, ведь КНР занимает второе место по объему товарооборота Украины со странами мира и четвертое место по объемам украинского экспорта. Только в прошлом году его объем составил $2 399,1 млн, а китайский импорт оценен в $3 770,1 миллионов.
Самое интересное, что между Украиной и Китаем усиливается и военно-техническое сотрудничество. В частности, украинские производители поставляют ключевые блоки для двигателей китайских современных эсминцев, а также для учебных истребителей K-8 и L-15. Таким образом, государственная компания “Укроборонпром” компенсировала разрыв контрактов с Россией.
Еще одно направление — возобновляемая энергетика. Китайская государственная корпорация CNBM International с 2014 года вложила в Украину около $1 миллиарда. Компания владеет рядом солнечных электростанций в Украине, к примеру “Дунайской СЭС-1”, “Лиманской энерджи-1” и т.д. Руководство корпорации недавно заявило, что CNBM International заинтересована в дальнейших инвестициях в энергетику и в другие высокотехнологичные отрасли Украины. По предварительным данным, до 2020 года компания намерена увеличить свои инвестиции до $7 миллиардов.
Не стоит забывать и о масштабном проекте нового “Шелкового пути” — транспортного коридора между Азией и Европой в обход России. Первые поезда уже пущены. В Кабинете министров не раз подчеркивали, что возлагают большие надежды на маршрут. Учитывая количество финансовых вливаний в строительство ($15 млрд), энтузиазм Украины разделяют и в Китае.
“Проект будет реализовываться постепенно. Но со временем маршрут будет полностью загружен. Для этого есть все возможности и предпосылки”, — прокомментировал “Обозревателю” глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
Это действительно так, ведь сейчас Китай занимает первое место по объему экспортных грузоперевозок из Украины. В 2015 году он составил 25,48 млн тонн, что на 11% больше, чем в 2014 году.
Китайский плацдарм
В контексте сотрудничества Киева и Пекина самое перспективное направление — даже не торговля, а инвестиции. Украина интересна китайским компаниям. И если экономическая ситуация в обеих странах будет продолжать стабилизироваться, в Украину могут зайти миллиарды.
“У украинско-китайского экономического сотрудничества огромные перспективы. Для нас, конечно, главное — китайские инвестиции. Украине выгодно, чтобы китайские компании размещали свои производства на нашей территории. Китаю это тоже выгодно — сУкраина имеет подписанный Договор о зоне свободной торговли с Европейским Союзом. Поэтому Китаю очень интересно размещать производства в Украине, чтобы впоследствии реализовывать свой товар на объемном и платежеспособном европейском рынке”, — отметил Андрей Новак.
Конечно, Украине придется предложить китайскому бизнесу выгодные условия, чтобы стать производственным плацдармом в центре Европы. Если хотя бы несколько крупных компаний Китая успешно зайдут в Украину, за ними подтянутся и более мелкие игроки.
Китай теряет интерес к России
А вот Москва особыми успехами в сотрудничестве с Пекином похвастаться не может. Например, Китай сокращает импорт российской нефти. Крупнейшим поставщиком в Поднебесную стала Ангола.
“Газпром” пока не оставляет надежд заключить с КНР контракт на поставке газа по западному маршруту. Амбициозный план Москвы предусматривает поставку 30 млрд кубических метров по трубопроводу через Алтайский край на северо-запад Китая в течение 30 лет. В России возлагали огромные надежды на проект, но, похоже, переговоры застопорились. В ближайшее время сдвигов не предвидится. Особенно на фоне того, что в четверг Китай получил первую партию сжиженного природного газа из США. Раньше американские крупнотоннажные судна не могли пройти через судоходные шлюзы Панамского канала. Однако после реконструкции шлюзов в июле этого года шансы американских экспортеров на азиатском рынке повышаются. Длительность доставки сократилась на треть — до 20 дней.
Особых шансов привлечь китайские инвестиции у России тоже нет. Бизнес Поднебесной меняет приоритеты, теряя интерес к сырьевым отраслям, на которых, собственно, и строится экономика России.
За первое полугодие этого года Китай не заключил с Россией ни одной новой крупной инвестиционной сделки, несмотря на рекордный рост объема таких договоренностей в других странах. Сырьевые отрасли в 2009–2015 годах обеспечивали около 67% прироста китайских инвестиций в Россию. Учитывая новые правила игры, технологическую отсталость российской экономики и другие факторы, объемы инвестиций КНР в страну, заклейменную санкциями, будут только уменьшаться.
“Надежды России на углубление экономического сотрудничества с Китаем не оправдались. Одна из многих причин — санкции. Никто не хочет попасть под их действие, сотрудничая с Россией, в том числе китайские компании. В принципе, российский рынок интересен Китаю, ведь, несмотря ни на что, пока он довольно крупный. Но большинство компаний не хочет рисковать. В любом случае сотрудничество России с Китаем строится на сырье. Высоких технологий Москва уж точно не может предложить”, — подчеркнул Андрей Новак.
На этом фоне предсказуемо снизился и уровень торговли между странами — в июле на 17%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.