Header Ads

Що водіям треба знати про ожеледицю: Поради від експертів


Навіть для досвідчених водіїв ожеледиця може стати небезпечним суперником - нерідко досконала майстерність водіння автомобілем безсила в змаганні з непередбачуваними природними явищами. Однак є певні прийоми щоб утримати машину на дорозі в таких умовах. Про це розповіли у Автошколі "Київ", повідомляють Патріоти України з посиланням на "Фйесбук", продовжуючи:
"Начнем с того, что вероятность возникновения аварийной ситуации надо снизить до минимума, подготовив к "поездкам катком" сам автомобиль: залить в бачок омывателя морозостойкую жидкость и поменять летнюю резину на зимнюю. Эти два самых простых антиаварийную приемы, утверждают эксперты, обязательные для поездок зимой. В частности, для зимы подойдет вариант шин с шипами. Они снижают риск потерять сцепление в момент, когда машина начнет скользить. Варианты зимней резины существуют еще - читайте в материале "Смена летних шин на зимние: когда нужно делать и почему".
Манеры безопасности
Гололедица и уплотненный снег имеют в 10 раз хуже сцепление, чем асфальт, отмечает в комментарии сайту "24", Антон Мирошниченко, преподаватель автошколы "Киев". Поэтому чтобы избежать серьезных зимних опасностей не надо делать резких ускорений и торможений. А если и въезжать на скользкую часть дороги - не крутить резко руль. Ибо любое ускорение или торможение, отмечает Мирошниченко, может привести к заносу автомобиля.
При этом, отмечает он, главное не выключать сцепление - то есть не нажимать на педаль сцепления и не выключать передачу. Также при вождении авто зимой надо учитывать особенности типа привода автомобиля. Если собственно надо проехать по глубокому снегу, а автомобиль заднеприводный (то есть крутящий момент, создаваемый двигателем, передается на задние колеса), то задняя часть авто будет пытаться обогнать переднюю, комментирует Мирошниченко. Поэтому машина по снегу будет склонна к заносу, поскольку не будет сцепления с дорогой. В таком случае, следует двигаться всегда с одной скоростью на предварительно выбранной - не ускоряться, не тормозить и резко не крутить рулем.
Потому что когда начинаем крутить руль, колеса автомобиля сами себе сопротивляются. Если вспомним физику - автомобиль всегда пытается ехать прямо, а если выкрутить колеса в сторону, то авто не начнет возвращать по скользкой дороге, а продолжать ехать прямо,
- отмечает эксперт.
Если машину занесло
Здесь все зависит от того, на какие колеса пойдет мощность двигателя. Если это упоминавшийся выше заднеприводный автомобиль, и машину только начало заносить - сразу следует крути руль в сторону заноса, при этом немного отпускать газ. Не будет нажата на тормоз, не выключать сцепление.
Если при заносе, например, задняя часть пошла вправо, руль надо крути вправо. Как только машина начинает выравниваться, не дожидаясь прямолинейного движения автомобиля, начинаем выкручивать руль в обратную сторону. Так как машина пойдет по эффекту маятника и заднюю часть понесет влево, - отметил Мирошниченко.
Если автомобиль переднеприводный - физика поведения в нем другая. Если на заднеприводном авто задние колеса всегда пытаются обогнать передние, то у переднеприводного автомобиля колеса тянут все авто за собой.
Поэтому если машину заносит в этом случае - опять же, не надо нажимать ни на тормоза, ни на сцепление. Но при этом немного добавить газа и соответственно корректировать движение рулем.
В современных авто, рассказывает Мирошниченко, существует много систем-помощников, которые пытаются держать машину прямо (это может быть система стабилизации, система распределения тормозных усилий - в разных автопроизводителей они называются по-разному). Основная их задача - не допустить заноса авто, а если это и произошло, сделать все, чтобы машина двигалась прямо. Однако даже такие системы не отменяют законов физики и вся ответственность за безопасное вождение в любом случае ложится на водителя.
Antilock Brake System (ABS)
Это антиблокировочная система с датчиками, она в большинстве современных авто. Принцип ее работы прост: ABS не допускает полной блокировки колес при торможении. То есть, простыми словами, у машины при экстренном торможении колеса не блокируются и не идут в занос. Это позволяет оставлять машину управляемой даже на дорогах с низким коэффициентом сцепления, например, во время дождя или гололеда. Даже если вы на полную выжали педаль тормоза авто не пойдет в занос.
То есть, когда ABS присутствует, тормозной путь заметно уменьшается. В секунду, по словам эксперта, опытный водитель, если тормозит прерывистым нажатием, максимум может нажать на педаль 3-4 раза. Система ABS в секунду срабатывает примерно в 15-20 раз. То есть, ABS реагирует гораздо быстрее, чем водитель.
Однако, существуют датчики, которые расположены непосредственно в тормозных механизмах, объясняет автоэксперт. И когда дороги посыпают "агрессивной" химией, эти датчики очень быстро выходят из строя - колесо может заблокироваться или заклинить. Поэтому обслуживать эту систему надо правильно и главное вовремя.
Тормоз - не панацея
Лучшим приемом на скользкой дороге является прерывистое торможение. Так водитель максимально снижает тормозной путь и избегает заноса (на автомобилях оснащенных ABS эти манипуляции делает компьютер).
Если машина без ABS - стоит с нарастающим давлением нажимать на педаль и тогда машина будет тормозить. Как только есть первые признаки того, что авто заносит - отпускайте тормоза и снова плавно нажимайте, без резких движений, объясняет Мирошниченко. При этом "нажатия-отпускания" должно происходить 3-5 раз в секунду.
Если коробка передач механическая, желательно использовать торможение передач - последовательное быстрое переключение с повышенной передачи на пониженную: с пятой или четвертой на третью передачу, а затем - на вторую. На скорости ниже 60 км / ч в гололед лучше включать вторую передачу.
При приближении к "зебры" или остановки общественного транспорта лучше заранее перенести ногу с педали газа на педаль тормоза.
Жидкость на зиму
Во время зимнего вождения ее наличие не менее важным фактором. Если пожилой омывающей жидкости, по сути, - это дистиллированная вода без примесей, которая при первом же морозе сразу в бачке начнет замерзать, то основным компонентом морозостойкой жидкости есть технический спирт. Поэтому такая жидкость практически не "твердеет".
В старших авто, те же Таврии - бачки находятся под капотом. Соответственно от тепла двигателя жидкость может таять. Но стоит только на это рассчитывать. Лучше все же залить незамерзающую жидкость,
- подчеркивает Мирошниченко.
Соль и лопату - в багажник
Чтобы избежать серьезных зимних опасностей - до "езды по стеклу" стоит заранее подготовиться. Как банально это звучит - не экономить на резине, ведь это единственный элемент, который контактирует с поверхностью дороги. Поэтому зимние шины - это прямая безопасность водителя.
Перед зимним периодом, отмечает преподаватель автошколы "Киев", следует проверить собственное аккумулятор. Чтобы автомобиль запускался легче - заблаговременно проверить те же свечи и катушки зажигания.
Желательно, говорит эксперт, проконтролировать всю систему охлаждения двигателя, чтобы там была залита упоминавшаяся нами "незамерзайка". Также стоит заменить фильтр салона. Из-за повышенной зимой влажность и старенький фильтр окна запотиватимуть. А если его вообще нет - окна внутри салона лучше обработать специальным спреем, чтобы они всегда оставались "прозрачными". И дело не только в эстетической стороне вопроса, а прежде всего в безопасности - ведь тусклые окна значительно ухудшают обзор и влияют на безопасность вождения.
Эксперт уверяет: нелишней будет в багажнике обычная пачка соли, небольшая лопата, по возможности - специальные антипробуксуючи "траки" - пластиковые прямоугольники с небольшими шипами, которые собственно, если машина где-то и забуксовала, помогут выехать без значительных осложнений.
И не забывайте держать на дороге дистанцию. Обязательно определите оптимальное расстояние между вами и автомобилем, движущимся впереди. Помните, что должно оставаться столько места, сколько нужно, чтобы вырулить в случае форс-мажора.
Напоследок еще один совет: с приходом гололеда первые несколько дней специалисты советуют все-таки, по возможности пользоваться общественным транспортом".