Раскрытие архивов: как после Голодомора на Донбасс переселяли россиян
Пишет surmasite.wordpress.com
После вступления в силу законов о декоммунизации архивные документы, в том числе секретные архивы КГБ, связанные с политическими репрессиями, голодомором, станут общедоступными. Все они будут собраны в отраслевом архиве, который начали создавать. Однако уже сейчас историки обнародовали новые архивные данные, касающиеся последствий Голодомора 1932-1933 годов. В частности, данные о том, как после опустошенных голодом лет в восточные и южные регионы Украины переселяли жителей России.
Что было после 33-го?
Выставка таких документов проходит в Национальном музее «Мемориал памяти жертв голодоморов в Украине».
«Уже достаточно широко раскрыты темы самого процесса голода, много материалов собрано о жертвах Голодомора, хотя мы никогда не найдем окончательной цифры, сколько людей погибло, но остался вопрос: а что было дальше?» — рассказывает заведующий научно-исследовательского отдела фондов музея Нина Лапчинская.
«Люди продолжали умирать, потому что необратимые последствия голода для выживших не могли быть преодолены каким-либо документом. Это были просто физиологические процессы. И возник вопрос: как получать от земли то, что было запланировано партией? И тогда было решено переселить на вымершие территории новых людей».
Лапчинская объясняет, что и для украинских исследователей Голодомора вопрос «Что было дальше?» за последние два года тоже приобрел дополнительный смысл.
«Война на Востоке и отношение к ней местного населения актуализировали вопрос, почему именно в тех регионах происходят такие процессы. И мы начали искать документы», — говорит Нина Лапчинская.
Документы, представленные на выставке, были предоставлены Отраслевым государственным архивом СБУ, Центральным государственным архивом высших органов власти и управления Украины и Государственной архивной службой Украины. Кроме того, материалы поступали и из местных архивов, в том числе и из восточных регионов.
«Областные архивы тех регионов, которые сейчас находятся под угрозой распространения агрессии, откликнулись и обнаружили у себя эти документы. Только из Донбасса мы не получили документов, потому что архивы были захвачены», — говорит Лапчинская.
Собранные музеем Голодомора документы касаются второй половины 1933-го — 1934 годов, то есть первого пост-голодоморного года и времени выполнения секретного постановления Совета народных комиссаров СССР «О переселении на Украину 21 тысячи семей колхозников» от 25 октября 1933 года.
На их переселение было выделено 15 миллионов 500 тысяч рублей. «Из них 10 миллионов предлагалось отдать безвозвратно, как материальную помощь, а еще 5 миллионов — сделать долгосрочным кредитом», — объясняет Нэ Лапчинская.
Десятки эшелонов из России и Беларуси
Согласно архивным документам, в Донецкую (тогда распространялась и на территорию нынешней Луганской области), Днепропетровскую (к которой частично принадлежала и нынешняя Запорожская область) и Харьковскую области должны быть переселены колхозники из России, а в Одесскую (тогда распространялась и на территорию нынешних Николаевской и Херсонской областей) — из Беларуси и России.
К концу 1933 года из Западной области РСФСР в Днепропетровскую было отправлено 109 эшелонов с переселенцами и их товаром, из Центрально-черноземной области России в Харьковскую область — 80 эшелонов, из Ивановской в Донецкую — 44 эшелона, одновременно из Белорусской ССР в Одесскую область направили 61 эшелон из Горьковской области — 35 эшелонов с людьми.
Как говорят исследователи, переселенцам, которые прибывали в вымершие от голода села на Востоке и Юге страны, предоставляли значительные льготы.
С них снимали все недоимки по уплате налогов, их освобождали от уплаты сельхозналога на три года, год они могли не поставлять государству молоко и мясо, каждая семья бесплатно получала дом и усадьбу, ремонт которых до их переселения должны были обеспечить местные колхозы. Тем, у кого не было коровы, ее предоставляли бесплатно, а на каждые две-три семьи — давали коня.
Эти условия были отличные от тех, в которых оказались те, кто выжил после Голодомора в Украине, утверждает Н. Лапчинская:
«Переселенцы были поставлены в значительно лучшие условия, чем местное население, оставшееся после Голодомора. Люди два года страдали от недоедания, последние 9 месяцев просто умирали от голода. Но им не только не оказывали помощь — их обязывали отремонтировать дома умерших для приезжих. Кроме того, они должны были выделить из выращенного урожая столько зерна, сколько переселенцы оставили у себя в кладовых дома. И даже, согласно документам, обеспечить столами и табуретками».
Кроме того, документы свидетельствуют, что дома, в которых уже поселились переселенцы, не могли вернуть их владельцам, которым удалось убежать от голода в 1932 году, и которые возвращались домой в 1933-м.
Переселение колхозников из России и Белоруссии на украинские земли, опустошенные Голодомором
«Попытки развивать шовинизм»
Все это не могло не вызвать напряжения и агрессии, и поэтому уже с начале 1934 года в документах появляются упоминания о «препятствовании процессу ассимиляции» и «попытках классовых врагов развивать шовинизм».
Параллельно с этим представляются документы, посвященные обустройству быта переселенцев — от потребности в открытии российских групп в школах, до завоза учебников, литературы и газет на русском языке.
«Есть даже довольно одиозные документы о закупке патефонов для переселенцев за счет колхозов», — рассказывает о неожиданных находках в архивах Н. Лапчинская.
По мнению организаторов выставки, представленные на ней документы могут быть одним из ключей для осмысления истоков нынешних событий на Востоке Украины.
«Если внимательно посмотреть на карты, то территории переселения совпадают с тем, что они там назвали Новороссией», — говорит Лапчинская о заключении исследователей музея.
Исследователь также добавляет, что впоследствии в эти регионы стали переселять и украинцев из «социально-неблагополучных» пограничных регионов Украины, но они попадали на Восток и Юг уже без тех льгот, которые имели переселенцы из России и Беларуси.
Из всей Украине
Доктор исторических наук, исследователь истории Украины 20-30-х годов прошлого века Станислав Кульчицкийутверждает, что делать однозначные выводы о том, что в 30-е годы имела место искусственная ассимиляция в восточных областях Украины, которая сказывается на событиях в Украине сейчас, не совсем правильно.
Историк говорит, что созданный в 1933 году переселенческий комитет переместил в нынешние Харьковскую, Донецкую, Луганскую области значительно больше жителей из других регионов Украины, меньше пострадавших от Голодомора, чем с территории России.
«Все же цифры о переселенцах из России и Беларуси не очень большие. Тысячи хозяйств в масштабе таких крупных регионов как Донбасс и Слобожанщина — не слишком впечатляющие. Поэтому я бы не сказал о зарождении сепаратизма в те годы», — сказал Станислав Кульчицкий в комментарии ВВС Украина.
Он также рассказал, что, согласно исследованиям Института истории НАН Украины, более половины из тех, кто переселился из России на территорию Украины в 1933-1934 годах, вернулись назад, в Россию.
«Они увидели, что украинские крестьяне значительно больше подавляются, чем крестьяне в центральной России», — добавил историк.
В 2006 году Верховная Рада официально признала Голодомор 1932-1933 годов геноцидом украинского народа. По закону, публичное отрицание Голодомора считается противоправным, но наказание за такие действия не уточняется.
Однако среди историков и политиков нет единого мнения относительно того, можно ли считать Голодомор геноцидом в юридическом смысле этого слова, закрепленному в Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.
В документах ООН, ЮНЕСКО и ПАСЕ, посвященных Голодомору, слова «геноцид» нет.
Голодомор признали геноцидом украинцев 23 государства: Австралия, Андорра, Аргентина, Бразилия, Грузия, Эквадор, Эстония, Испания, Италия, Канада, Колумбия, Латвия, Литва, Мексика, Парагвай, Перу, Польша, Словакия, США, Венгрия, Чехия, Чили, а также Ватикан как отдельное государство.
—
Анастасия Зануда, Светлана Дорош, опубликовано на сайте ВВС.Украина