Header Ads

СРОЧНО: ЯРЕСЬКО СДЕЛАЛА ГРОМКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ...ВСЕМ К ПРОЧТЕНИЮ!

Кризисная управляющая Бывший министр финансов Наталья Яресько рассказывает, что бы она сделала на посту премьера. Сообщает goruzont.blogspot.com
Бывший министр финансов Наталья Яресько рассказывает, чем украинское правительство отличается от американского, что бы она сделала на посту премьера и как вытаскивать из болота Пуэрто-Рико

С бывшим министром финансов Натальей Яресько мы встретились в офисе Института Аспен Киев расположен в бизнес-центре в столице возле Софийской площади, — Коррупция Инфо

Наблюдательный совет неполитической общественной организации Аспен Институт Киев Яресько возглавила через полгода после того, как оставила пост главы Минфина в апреле 2016-го. Тогда же ее политическая независимость и способность принимать сложные решения на посту министра превратили уроженку Чикаго на кандидата на должность премьер-министра Украины. Яресько даже успела провести консультации и собрала команду первого в истории страны так называемого технократического правительства. Однако для утверждения ее кандидатуры не хватило голосов в парламенте.

Очевидно, что руководство общественной организации не было воплощением амбиций для бывшего украинского министра, чиновника Госдепа США и основателя крупного инвестиционного фонда с миллионами долларов в управлении. На встрече Яресько выглядела значительно бодрее и оптимистичнее, чем еще год назад во время работы в украинском правительстве. Она уже знала, что скоро вернется в большую игру и уже за несколько дней американское правительство пригласит ее вытаскивать из кризиса Пуэрто-Рико — территория США с особым статусом. Настроение Яресько и стал отправной точкой нашей беседы.

— Я встречался с бывшими министрами в том же правительстве, где вы работали,— с Алексеем Павленко, Андреем Пивоварским и Айварасом Абромавічусом — и все они счастливы, что их работа в правительстве закончилась. Теперь они физически чувствуют себя гораздо лучше. Почему политикам новой волны так сложно в правительстве?

— Я несчастлива, что пошла. Я была бы счастливее, если бы остались все мы и работали дальше. А тяжело действительно было, я никогда в жизни так напряженно не работала 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Проблем было так много, что ты решаешь вчерашние, а на тебя уже ждет череда сегодняшних. И все же мне понравилась эта работа, понравилось делать что-то на благо страны.

Была еще одна общая причина усталости. Правительство почти не имел поддержки парламента осенью 2015 года, а приходить на работу и делать какие-то мелочи, не решая актуальных проблем,— это демотивирует.

— У меня сложилось впечатление, что проблема всех бывших министров-технократов даже не в объеме работы или усталости, а в том, что вся новая команда чувствовала отторжения, вы там были чужие. Новички в правительстве хотели что-то сделать, а коррупционеры со всех сторон им мешали, при этом имея поддержку сверху.

— Сначала нам дали возможность работать, потому что кризис был настолько большим, что политики говорили просто: спасите, пожалуйста, спасите! А когда выбрались из пропасти и стало очевидно, что стабилизация вот-вот наступит, тогда решать важные вопросы снова стало сложно, все мгновенно политизировалось.

Где-то с сентября 2015‑го политические интересы стали ощутимо влиять на работу, особенно на продвижение проекта налоговой реформы. Коалиционное правительство с представителями всех партий предложил определенный вариант реформы, пошли с ним на Национальный совет по реформам при участии президента. Президент одобрил реформу, а дальше — она не проходит в парламент, потому что, оказывается, есть очень много разных интересов.

Дальше — больше. Мы подали законодательство о легализации азартных игр, и сразу возникли те, чей интерес — не дать их легализовать.

Мы видим сейчас, как тяжело дается работа над реформой здравоохранения Ульяне Супрун [в. а. министра здравоохранения Украины], против которой играют и фармкомпании, и сама система здравоохранения.


Повторюсь: это нам первые девять месяцев дали полный карт-бланш. И то, что мы сделали несколько важных шагов вопреки личным интересам влиятельных политиков,— наш большой успех.

— Каких именно интересов?

— Например, в газовой отрасли больше нет посредников. А вы помните, что за 25 лет независимой Украины их было множество, некоторые сидят в тюрьме в Калифорнии. Мы сняли этот вопрос. Когда мы подняли тарифы населению, а уже новое правительство сравнял их с тарифами для промышленных предприятий, интересы определенных людей, очевидно, пострадали. Ведь много предприятий работали по сниженным тарифам и получали дотации от правительства.

Когда мы перешли на отмену спецрежима для аграрного сектора, около десяти аграрных предприятий потеряли конкретные суммы и начали очень активно сопротивляться.

Нам тогда нужно было объединиться с президентом и премьером и сказать: люди, кризис миновал, но нам и дальше нужно работать по этому же сценарию. Такой возможности нам не дали, и мне от этого грустно.



Если ты не можешь изложить свою позицию на одном листе, то ты либо не понимаешь, о чем говоришь, или человека в заблуждение вводишь
— Насколько отличались ваши представления о работе в правительстве от реальности, которую вы увидели? Что больше всего мешало и раздражало?

— Я не понимала, как много старых долгов оставалось у государства. Речь идет о бумагах со сроком давности в 5-7 лет. Например, долги Евро-2012. Почему их погасили только в 2015-2016 годах? Такие вопросы должны были решить еще в 2012 году. Это говорит о плохом управлении.

У меня был опыт работы в американском правительстве, в департаменте межведомственных процессов, и я могу сравнивать то, что происходит в украинском Минфине не только с частным бизнесом. В украинской бюрократии все настолько формализовано, что ничего не работает. Почти все, что ты делаешь в Министерстве финансов, связанное с деятельностью других министерств. И ты не можешь поговорить непосредственно с коллегой по телефону и решить даже мелкую проблему.

Нужно создать комиссию, чтобы Кабмин одобрил какой-то комитет. К тому же все должны подписаться, а еще написать замечания, и эти замечания другая сторона читает, например, две недели и столько же соответствует. Мы теряем на этом кучу времени.

— У вас степень магистра в госуправлении от Гарвардского университета. Он вам помог в работе в украинском правительстве?

— Да, очень. Прежде всего я учила подчиненных излагать мысли на одной странице и не слать мне отчеты по 25 страниц — никто их не будет читать. Если ты не можешь изложить свою позицию на одном листе, то ты либо не понимаешь, о чем говоришь, или вводишь человека в заблуждение.

Например, стоит в графе 100 тыс. с 1998 года. Я спрашиваю, откуда эти 100 тыс. и на что потрачено, а человек приносит мне доклад на 25 страниц. Ну что это? Или ты не знаешь, или скрываешь правду.

— Вы были одним из кандидатов на должность премьер-министра, а парламент вас не поддержал. Как вы думаете, президент был искренним, выражая вам поддержку?

— Надеюсь, он был искренним. Но он вряд ли мог получить под мою кандидатуру голоса в парламенте. Я думаю, там сформировалось две группы. Одна против меня, потому что считала, что я не имею политической поддержки, а значит, вряд ли буду эффективная, а вторая — и я подозреваю, гораздо большая группа — наоборот, считала, что я как раз очень эффективна, и поэтому мне препятствовала.

— Я удивлен, что "Самопомощь" не поддержала вас.

— У них были другие приоритеты, они поддерживали концептуально, но при этом выставили ряд условий президенту, что стали частью политической сделки.

Я расстроена всем этим и до сих пор уверена, что мы были тогда на пороге прорыва. Я очень хотела довести начатое до конца.

— Когда вы соглашались стать премьером, у вас уже был план того, что вы хотите сделать или хотя бы первых шагов?

— Да, конечно, план был. Я бы точно сократила состав правительства. Перегруженной системой трудно управлять, а огромный чиновничий аппарат создает богатую почву для коррупции.

Я бы сконцентрировалась на тех вещах, которые дают быстрый и видимый для жителей страны результат. Я знаю, что этой же логике следует и нынешний премьер Владимир Гройсман.

Я бы работала с изменением механизмов финансирования образовательной сферы и здравоохранения, которые сегодня неэффективны. И очень рада, что медицинская реформа сейчас набирает обороты.

Первый год политика нашего правительства была очень жесткой и болезненной для населения, и мы не имели возможности заниматься параллельно важным процессом — объяснять людям, почему все, что делается, важно, почему болезненные жертвы не были напрасными. Бороться за сердца и головы людей в стране — убеждать и доказывать — вот, что важно сейчас. Потому что уже сегодня мы потеряли время и дали фору популистам с их личными интересами.

Государству важно перезаключить контракт с собственными гражданами, чтобы не потерять их доверие, стремительно уменьшается. Прежде всего я говорю о людях, которым изменения в стране нужны, потому что бороться с коррупцией можно только, если есть те, кто верит в борьбу с коррупцией. Если люди циничные и пессимистичные, бороться с коррупцией немыслимо трудно.

— Три года после революции достоинства, как вы оцениваете то, что было сделано, и то, что сделано не было?

— Сделано больше, чем за предыдущие 20 с лишним лет, и много пройденных шагов необратимые — например, ProZorro, е-декларации. Я думаю, необратимо убраны посредники из газовой отрасли. В то же время стране нужен более стремительный экономический рост, и 3% в год явно недостаточно даже для того, чтобы вернуться к прежнему уровню благосостояния.

Так и не состоялась приватизация госпредприятий, а это не столько вопрос денег, сколько возможность сказать миру: государство больше не занимается этим странным бизнесом. Большая часть предприятий может больше не обременять государство. Они, как правило, убыточны и тратят государственный ресурс. С точки зрения любого нормального бизнесмена, это нонсенс.

Третья важная нерешенная проблема — вопрос о земле. Мы не станем нормальной демократией, пока часть земель не станет доступной к продаже. Но популисты уже окучивают эту тему, говорят о распродаже Украины. Даже в России часть земель доступна в продаже, а в Украине — нет, и здесь мы теряем огромные инвестиции.