Тендеры, контракты, гонорары: сколько стоит Евровидение на скорую руку
Пишет /33seconds.com.ua
Прямо сейчас в спешке подписываются многомиллионные контракты, чтобы все успеть в считанные дни. Не опозоримся ли? Попробуем вместе разобраться в финансовом вопросе главного песенного конкурса Европы.
“Тише едешь, дальше будешь”
В конце прошлого года в правительстве спохватились, что конкурс уже на носу, а еще ничего не готово. Ведь потратить из бюджета на организацию мероприятия нужно было ни много, ни мало 455 миллионов гривен. Ответственность за подготовку делегировали Национальной телерадиокомпании. Чтобы все успеть, депутаты даже приняли особенный закон – разрешили все необходимое закупать без тендеров. Мол, открытые торги – это длительные сроки. И если Украина не успеет, то право на конкурс получит Россия.
По традиции январь выпал из-за раскачки. Первые существенные контракты подписали только в феврале. По состоянию на конец апреля чиновникам ТРК еще предстояло потратить приблизительно 70 млн грн. Это и услуги по перевозки грузов, и пиротехника, и фуршеты, и многое другое. Причем желательно успеть к 8 мая – дню первых выступлений.
Самые интересные контракты, которые с дня на день должны быть подписаны, – конечно же, гонорары отечественных звезд. За выступление прошлогодней победительницы Джамалы организаторы планируют заплатить 985 тысяч гривен. Руслана, которая принесла победу Украине на Евровидении 2004, заработает 393 тысячи гривен. А современная исполнительница электронной музыки ONUKA – 45 тысяч. Столько же получит Национальный академический оркестр народных инструментов.
В коридорах телерадиокомпании преобладает оптимизм. Уверены, что к фестивалю успеют не только потратить все деньги, но еще и подготовить сцену. Хотя форс-мажоры никто не отменял.
“Большой куш”
Полмиллиарда гривен – соблазнительная сумма, которая порождает много домыслов и слухов. Как уже было сказано, к подготовке Евровидения парламент разрешил тратить деньги без тендеров. В свою очередь, чиновники ТРК решили подстраховаться, и большинство контрактов подписали все-таки после аукционов, проведенных по процедурам допороговых закупок. Это отдельный вид закупок, где побеждает тот, кто дешевле. Правда, есть один нюанс. Победителя все равно выбирает заказчик торгов, несмотря на цену. Такие правила порождают конфликтные ситуации. Ведь фирмы которые победили в цене, но не получили контракт, публично подымают вопрос о честности аукционов.
В подтверждение – свежая многомиллионная история. В начале апреля ТРК объявила аукцион на закупку услуг перевозки грузов на 20 миллионов гривен. В результате торгов одна компания предложила 12 миллионов гривен, вторая — 13,7 миллионов, а третья компания, “ИТЛ-Групп”, которая и стала победителем, получила контракт на 19,8 миллионов гривен.
Важно отметить, что самую дешевую заявку компании “Импел Гриффин Груп” чиновники отклонили по сомнительной причине. А именно, из-за отсутствия документов, которые подтверждают, что еще пять лет назад участник предоставлял услуги логистики на международном уровне. Но такие требования очень смахивают на дискриминационные. Что, например, делать компаниям, которые работают на рынке только четыре года?
“Дружба народов”
Еще одной особенностью тендеров Евровидения является обилие контрактов с иностранными партнерами. У европейских организаторов конкурса было отдельное пожелание, чтобы к подготовке главной сцены Киева были допущены также компании, которые успешно организовывали Евровидение в других странах. Этим можно объяснить, почему самые большие контракты достались зарубежным фирмам.
Пятерка самых крупных контрактов, подписанных к Евровидению выглядит следующим образом:1) Оснащение светом – Production Resource Group AG – 77 миллионов гривен.2) Видеоэкраны и видеопроекторы – Production Resource Group AG – 30 миллионов гривен.3) Видеосъемка/Трансляция – NEP Sweden AB – 26,9 миллионов гривен.4) Установка трибун – ТОВ “Артмакс Инжиниринг” – 23,1 миллион гривен.5) Краны, штативы и прочее оборудование для съемки- ТОВ “Операторские Технологии.ЮА” 16,4 миллиона гривен.
Чтобы понять уровень иностранцев, достаточно посмотреть на PRG AG. Из открытых источников известно, что компания работала на конкурсах Евровидения на протяжении 2013-2015 годов. Штаб-квартира Production Resource Group находится Нью-Йорке. Открыты также представительства в Германии, Швейцарии, ЮАР и других странах.
Но иностранцы — это также другие правила деятельности, и другие документы. Так, причиной самого громкого на сегодня скандала вокруг денег Евровидения стала ситуация, когда одна немецкая компания не смогла выиграть аукцион у “Артмакс Инжиниринг” из-за “несоответствия строительным нормам”.
“Прогнозы”
Конфликтные ситуации и скандалы, которые связаны с организацией Евровидения, пока незначительны и вряд ли угрожают конкурсу. Вместе с тем, проявляются некоторые опасные тенденции, которые в последствии могут привести к коррупционным обвинениям и заявлениям аудиторов о растрате бюджетных средств.
Во-первых, спешка. То, что некоторые многомиллионные контракты подписываются за пару недель, а то и дней до фестиваля, негативно влияет на контроль за поставленными услугами и товарами. Грубо говоря, сложно проследить, вся ли оплаченная техника прибудет вовремя.
Во-вторых, не совсем конкурсные торги. Из-за сжатых сроков парламент позволил не проводить тендеры. Чиновники ТРК выбрали более компромиссный вариант – и объявили целую серию аукционов. Однако в некоторых торгах, где последнее слово за организаторами, проигравшие участники поднимают публично вопрос объективности тендерного комитета.
И последняя тенденция — конфликты с иностранным бизнесом. Европейские компании играют ключевую роль в подготовке Евровидения во всех странах. Это нужно было учесть, и провести разъяснительную работу, чтобы те же немцы отвечали отечественным строительным нормам. Ведь Евровидение — не только песни и пляски, а еще и иностранные инвестиции в будущем.