Чем грозит ссора Польши и Германии
«Польша говорит о справедливости. Польша говорит о том, что должно быть выполнено», — заявила она. Шидло добавила, что ущерб Польше до сих пор «никоим образом» не возмещен. Репарации, по ее мнению, это «напоминание о справедливости, о том, что Польше принадлежит».
В Германии ответили жестко: вопрос давно закрыт. По словам зампредставителя правительства ФРГ Ульрике Деммер, Варшава еще в августе 1953 года отказалась от репараций из Германии и впоследствии неоднократно это подтверждала. Германские власти напоминают: Польша получает огромные дотации от Евросоюза, неформальным лидером и главным донором которого является Германия.
«Польша получает из кассы ЕС 14 млрд евро в год», — сказал депутат бундестага от правящего ХДС Карл-Георг Велльман. По его словам, Германия всегда была на стороне Польши, активно добивалась ее членства не только в НАТО, но и в Евросоюзе, а за все годы в рамках ЕС Польша уже получила не менее 100 млрд евро. А при вступлении в ЕС Варшава еще раз официально подтвердила отказ от претензий к Берлину.
О какой сумме компенсаций идет речь, в Польше не уточняют. Раньше глава правящей партии "Право и Справедливость" Ярослав Качиньский говорил лишь об «огромных суммах». Местные эксперты называют суммы от $5 до 45 млрд.
"Юридически этот вопрос давно решен, Польше после войны достались восточногерманские земли, а от других компенсаций тогдашние власти отказались. Никто не будет пересматривать послевоенные решения. Бесперспективность претензий понимают и польские власти, но, по одной из версий, вопрос репараций стал ответом Польши на критику со стороны Евросоюза. Брюссель обвиняет Варшаву в попытках ввести диктатуру через судебную реформу, из-за которой в Польше этим летом вспыхнули массовые акции протеста", — сказал "Вестям" немецкий журналист Эрик Швицер.
Речь идет, напомним, о скандальном законопроекте, по которому часть судей должно назначать правительство. "Оппоненты сравнивают Качиньского чуть ли не с северокорейским диктатором, но с другой стороны, по опросам, в Польше у него высокий уровень поддержки, — рассказал «Вестям» польский журналист Ежи Кутковский. — Вопрос о репарациях также рассчитан на рост популярности среди электората, которому нравится, что власть борется за «историческую справедливость".
В этот контекст ложатся и отношения с Украиной, которой вспоминают Волынскую трагедию и Бандеру. Национализм и противоречивые исторические моменты стали для власти опорой для укрепления позиций. Но отношения с Германией, которые и так были не самыми лучшими, сейчас могут совсем испортиться.
Не исключено, что может дойти до выхода Польши из Евросоюза, «полэксита». Хотя для этого нужна будет широкая поддержка в обществе и референдум по типу «брексита», что маловероятно.