Не все зависит от Киева. Очень много от местных общин и местных властей, которую эти самые общины выбирают.
“Серьёзный разговор назрел. Выбралась покататься по Закарпатью. О местах где плохие и очень плохие дороги говорить скучно. Я в шоке от другого”, – пишет Александра Дудар на своей странице в "Фейсбуке" и продолжает:
“Это регион с ошеломительным набором туристических объектов на любой вкус. Только в округе Хуста термальные воды, озёра, водопады, целебные источники, солевые шахты, долина нарциссов, замок с тысячелетней историей, целое село лозоплетения, костёл, древнейшие церкви, парки, квартал чешской архитектуры, монастырь.
Про всё нужно узнавать методом тыка, работы по популяризации тур.мест района – ноль (одиночные вывески и указатели не в счёт), понимания, что на туризме (помимо купалень, ресторанов и отелей) можно очень хорошо зарабатывать – ноль.
Что имеем?! С тех пор, как в Хустский замок с величайшей историей и 14-метровыми стенами попала молния (1700гг), он так и представляет собой величественные руины. В костёл и уникальные храмы мараморошской готики попасть невозможно, ни просто так, ни за деньги. Просто закрыто! Уникальные иконостасы покрыты пылью и паутиной, а крыши – многолетним мхом. Молчим про реставрацию, рекламу, платный вход и экскурсии…
Воскресенье – выходной повсюду. Но воскресенье также выходной и в санаториях. Имеем печальных туристов, шатающихся между закрытыми дверями магазинов и большинства тур.объектов. Природные обьекты самостоятельно найти крайне сложно: нет указателей, карт и разработанных маршрутов.
Едем дальше. Гурманам тут был бы рай. Вкуснейшая кухня с элементами венгерской, румынской и чешской. Грибы, ягоды, травы, сыры,мёд, вино, дичь, виноград, настойки, соль. Все, за что боготворят многие кухни мира! Но вино даже известных производителей не на высоте. С коньяком говорят получше, напиток не мой, не знаю. Сыры с частных сыроварень по заоблачным ценам и посредственного вкуса.
Экскурсии и дегустации рядовые, для галочки, но за приличные деньги. Соляные шахты, где брали соль еще в І-ІІ в до н.э. вплоть до 2012 г, затоплены, а с ними и главные аллергологические лечебные пещеры, оставив после себя техногенную катастрофу. Сами люди делают, что могут. Гостиницы, бюветы, бассейны. На рынках продавцы ведут просветительскую работу, что и куда добавлять. В ресторанах редко, но экспериментируют.
Построили страусиную ферму, ведут экскурсии с элементами шоу, и отбоя туристам нет. Один заезжий немец узнал, что существует вымирающий вид местных буйволов, разводить которых жители отказались из-за тяжести процесса. А эти буйволы дают безумно полезное молоко! И он основал ферму, возобновляет популяцию и удивляется, что животные не в Красной книге. Ни жителям, ни государству до них дела нет. Экскурсоводы по крупицам знакомят с безграничной красотой Закарпатья, но этого так мало.
Мы с оленем Федей с оленьей фермы сегодня учились делать селфи, печалились и думали обо всем этом. Тут уникальный климат, условия, народ трудолюбивый и приветливый. Им бы общую идею, направление – куда идти, кроме пограничного перехода, и очень хорошего любящего свой край начальника и все бы было. Желаю им этого от всего сердца”.